Традиционные занятия

  

"Скотоводство"

771zСкотоводство в жизни древних обитателей Алтая играло не менее важную роль, чем охота. В благопожеланиях скотоводческого цикла красной нитью проходит идея сохранения скота от стихийных бедствий и болезней, увеличения скота. Осуществление своих желаний скотоводы связывали опять-таки с духами-хозяевами и главным хозяином - "Алтай ээзи".

Ойрот-алтайцы не мыслили счастья и благосостояния без скота. В скотоводстве было воплощено все их достояние. Оно давало им пищу, одежду, обувь, вино, служило средством передвижения. Все скотоводство на Алтае было отгонным. Людям приходилось кочевать со скотом, перегоняя его на новые пастбища. Ведь качество травы в разных местах было неодинаково. Большинство обрядов и благопожеланий были посвящены Хозяину Алтая. Люди привязывали белые ленточки "кыйра" шириной в два пальца, длиной от земли до пуповины человека на перевалах, местах стойбищ, у устьев рек, у родников на веточках березы, кедра и лиственницы с благопожеланиями. Если нет деревьев собирали камни и ставили обо, как во времена хунну в 5-8 веках. "… если не было леса, необходимо было втыкать ивовые ветки" и на них привязывали ленты. Ленты готовят из специальной белой, желтой и голубой материи, которые не должны использоваться для других целей. Обозначающие знаки земли, солнца и рек Алтая. Если не окажется по тем или иным причинам белой или подходящего света материи или ленточки, то привязывали волосинки из гривы лошади и называлась она "jалама" т.е. "из гривы" (только не черного).

Корова с теленком При рождении теленка варится молозиво и им смазывается лоб и другие части тела новорожденного и произносится благопожелания. Чтобы теленок не стал жертвой хищных зверей, чтобы он выжил и принес пользу хозяйству скотовода, произносили специально для этой цели алкыши, сопровождая их обрядом смазывания молочной пеной вдоль хребта новорожденного теленка.

При появлении жеребенка проводится специально приуроченный к его рождению ритуальный обряд прокалывания ушей и навешивания серег. Матке вплетают в гриву голубую ленту. Обряд сопровождается алкышем жеребенку, в котором говорится о желании видеть его быстроногим аргымаком, о том, чтобы множились табуны лошадей кочевника. Любой скотовод ойрот-алтаец с раннего детства и по всей жизни живет с ожиданием так называемого "камня счастья" -"Эрjине". Оно может попасться одному из тысячи. По поверьям "эрjине" может случайно оказаться на пастбище, солнцепеке и в других местах, где хорошо пасется скот. Иной раз "камень счастья" оказывается внутри скота или овец, но больше всего у овец. Он белого цвета, не больше детской ладони. Культ "эрjине" имеет большой смысл. Человеку нашедшему этот "камень" повезет по жизни. Скот его будет умножаться, обходя все трудности природного или человеческого влияния, как воровство, угон и т.д. "Эрjине" не показывают никому кроме членов своей семьи, не рассказывают посторонним место находки и про сам "камень". Так же с "эрjине" хозяин может совершить обряд вызова дождя в знойные летние дни, для улучшения пастбищных угодий

 "Охота"

Медведь Культ охотников у ойрот-алтайцев выражается в особом уважительном отношении к диким животным. Считались что, духи многих диких животных равны с людскими. Каждый род-сеок у ойрот-алтацев имел своего общего первопредка основателя животного или птицы, духи которых охраняют и берегут их от злых духов и всевозможных опасностей. Поэтому каждый человек с особым почтением и уважением относится к животному или птице своего сеока. Например: Тoлoсы во время охоты с осторожностью относились к оленям. Не стреляли в вожака и самок, которые будут телиться весной. Перед разделыванием туши говорили слова прощения и перед духами оленей, хозяевами тайги и т.д. При разделке туши с осторожностью относились к месту, куда попало пуля или стрела. Эту часть хозяин никому не отдавал. Для охотников существовали табу-запреты. Стрелять в оленя, показавшегося самым особым и красивейшим, с большими рогами означало стрелять в "хозяина тайги", последствием которого может быть несчастье или смерть для охотника или кого-то из его семьи. Точно так же могут показаться и ряд других диких животных. Что бы не вызывать злости "у духов" медведей, волков, рыси, барса и других опасных зверей называли их другими почитаемыми именами - "Абаай", "Абага", "Шuлuзuн" и т.д. В сказках они являлись царями, вождями всего животного мира Алтая. Особый охотничий культ совершается во время охоты на выдру. Охотник может стрелять только одну выдру в течении года или более года. Там где охотился охотник добычу-выдру оставляют на подготовленном месте в течении трех суток. "Дух выдры" - это целые десять человеческих "душ", то есть жизней, поэтому в течении трех суток они должны покинуть выдру и уйти в тайгу. Тем самым охотник гарантирует безопасность себя и своих родственников. Шкуру выдры режут на полоски, которым окаймляют национальную шапку сшитую из лапок лис, кабарги, рыси, соболя. Для резки полосок шириной в два пальца находят пожилых женщин-матерей в хорошем здравии. Не каждая женщина решается на такой шаг. Если у них были несчастья или потери близких в ближайшие годы, то они не соглашаются и в руки не берут. Культ охотников Алтая настолько богат, что требует исследовательских работ и описаний. Это многочисленные заговоры, благопожелания, запреты, приметы, сновидения и т.д., что составляет единую систему в культурно-духовном и воспитательном процессе общества. Потеря в советское время этих ценностей привело к браконьерству и массовому уничтожению многих видов диких животных.