Село Эдиган находится в узкой и длинной долине правого притока Катуни - р.Эдиган в окружении гор, покрытых густыми кедровниками. Дорога к селу идет от Чемальского тракта вверх по р.Эдиган на 7 км от ее устья.
Название села «Эдиган» происходит от слов: эjе (старшая сестра, тетка) и каан (хан). В краеведческой литературе имеются сведения , что первым из исследователей на правом берегу Катуни на рчк. Иджиган (Эдиган) побывала экспедиция К.Эйдена в 1760г. Отсюда экспедиция последовала к Телецкому озеру, но без карт и опытных проводников заблудилась в Алтайских горах и вернулась обратно. В XIX в. по логам долины р.Эдигана кочевало несколько алтайских семей, которые собирали кедровый орех, охотничали, сеяли ячмень для талкана на небольших участках земли.
История оседлого села Эдиган началась в 1870 г. Именно в этом году начальник Алтайской духовной миссии, архимандрит Владимир (Петров) образовал по рчк. Эдиган миссионерское поселение из новокрещеных алтайцев. Первым крестился алтаец Урускай Челоков, примеру которого последовали 20 человек. Эдиган с окрестными аилами стал самым отдаленным станом Чемальского отделения Алтайской духовной миссии. По официальным данным, в 187 г. в нем насчитывалось 2 двора и 10 жителей обоего пола, из них 6 мужчин и 4 женщины. Миссионерское поселение быстро росло. В 1889 г. в Эдигане проживало уже 50 жителей, ч том числе 40 алтайцев и 10 русских.
С конца XIX в. Эдиган стал заселяться крестьянами-переселенцами. Так, в 1889 в Эдиган из Шебалино прибыл отставной солдат Шадрин, поселившийся здесь по разрешению чемальского священника-миссионера и демичи Сарбысакова, выдавшего ему приемный приговор от Эдиганского сельского общества. За ним в Эдиган потянулись другие крестьяне из с.Шебалино и переселенческого поселка на Чуйском тракте Туехты. За короткой срок в Эдигане по приемным приговорам, полученным и демичи Сарбысакова, обосновалось 8 крестьянских семей, половина из которых стала хлопотать о наделении их землей на законных основаниях. Но Томская Казенная палата, ссылаясь на запрет 131 г. русским крестьянам проживать на землях алтайских кочевий, отказала им в официальном наделении землей. В 1894 г. в Эдиган приехала переселенческая семья Пьянковых. Время от времени между старожилами и переселенцами происходили споры из-за сенокосных угодий. Под влиянием русских крестьян коренные жители от андазына переходили к сохе, плугу, бороне и огородничеству, усваивали новые способы уборки урожая: жатву хлеба серпами и обмолот зерна лошадьми, цепом, сено косили уже косами-литовками. В свою очередь, переселенцы, поначалу не понимавшие необходимости обязательного орошения пахотных земель в течение летнего сезона, из-за чего хлеб у них выгорал, перенимали опыт поливного земледелия.
В 1893 г. в Эдигане насчитывалось 40 дворов, в которых проживало 118 мужчин и 89 женщин. Интересна социально-экономическая характеристика эдиганцев, данная исследователем С.П.Швецовым в первом томе «Кочевники Бийского уезда» книги «Горный Алтай и его население» по данным переписи 1897 г.
Численность населения села Эдиган по данным переписи 1897 г.
№ |
Кол-во хозяйств |
Кол-во жилищ |
Числ-ть населения |
Числ-ть грамотных |
|||||
домов |
изб |
юрт |
мужчин |
женщин |
всего |
Мужчин |
женщин |
||
1 |
27 |
3 |
20 |
17 |
63 |
63 |
116 |
2 |
1 |
Угодья, обрабатываемые эдиганцами, по данным переписи 1897 г.
№ |
Кол-во хозяйств |
Засеяно десятин |
Обработка сенокосных угодий |
|||||
Озимой рожью |
пшеницей |
овсом |
ячменем |
ярицей |
Число хозяйств, косивших сено |
Число поставленных копен сена |
||
1 |
27 |
2,3 |
19,0 |
5,5 |
6,3 |
6,1 |
26 |
3330 |
Как видно из таблиц, 25 семей занимались пашенно-поливным земледелием на черноземах в окрестностях Эдигана и по Катуни. Здесь они выращивали озимую рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху, просо, лен. С черноземных земель эдиганцы собрали до 120 пудов урожая с одной десятины. Полив осуществлялся при помощи небольших арыков-канавок. Канавки по-алтайски именовались суубаками (сувахами). На поливных угодьях Эдигана сложилась общая артельная форма пользования арыками-сувахами. Полив осуществлялся одновременно всеми земледельцами без всякой регламентации.
Поголовье скота, принадлежавшего эдиганцам, по данным переписи 1897 г.
№ |
Кол-во хозяйств |
Численность крупного рогатого скота |
Мелкого рогатово скота (козы) |
Лошадей |
Кол-во маралов |
||||
Телят до 1 года |
нетелей |
быков |
коров |
Взрослых |
Молодых |
||||
1 |
27 |
55 |
48 |
28 |
80 |
33 |
139 |
72 |
11 |
Количество лошадей на одно хозяйство с.Эдиган, по данным переписи 1897 г.
Число хозяйств |
Количество лошадей на одно хозяйство |
||||
Не имеющих лошадей |
С одной рабочей лошадью |
С двумя рабочими лошадьми |
3-5 лошадей |
5-10 лошадей |
|
27 |
3 |
4 |
8 |
4 |
8 |
Количество крупного и мелкого рогатого на одно хозяйство с.Эдиган, по данным переписи 1897 г.
Кол-во хозяйств |
Количество крупного рогатого скота на одно хозяйство |
Количество мелкого рогатого скота на одно хозяйство |
|||||||
С 1 коровой |
От 2-4 коров |
4-6 коров |
6-10 коров |
10-15 коров |
25-50 коров |
Без мелкого скота |
До 10 голов |
30-50 |
|
27 |
2 |
5 |
9 |
5 |
5 |
1 |
25 |
1 |
1 |
Хозяйства, занимавшиеся промыслами в с.Эдиган, по данным переписи 1897 г.
Кол-во хозяйств |
Число хозяйств, имеющих пасеки |
В них кол-во колодок |
Число хозяйств, занимающихся промыслами |
Промыслами занимались мужчины |
Промыслами занимались женщины |
Всего |
27 |
5 |
85 |
25 |
30 |
2 |
32 |
Как видно из данных таблиц, эдиганцы разводили лошадей, крупный рогатый скот, коз. 5 семей занимались пчеловодством, в их пользовании находилось 85 колодок. Казенную подать, по данным 1897 г., платили 24 двора.
В 1890 г. в центре села был устроен молитвенный дом, на месте которого, спустя три года, отец и сын Ороскоевы в помощью миссионеров возвели церковь во имя Архистратига Михаила. В 1900 г. при церкви открыли одноклассную миссионерскую школу с небольшим интернатом, в котором проживали учащиеся из урочищ: Куюса, Ороктоя, Чобы, Каинзары и Еланды. В отдельной комнате размещались монахини. В миссионерской школе обучалось 21-22 ребенка, включая девочек, все они были православными. На содержание школы миссия выделяла 120 руб
В 1911 г. в Эдигане насчитывался 41 двор, проживало 143 мужчины и 145 женщин, всего 288 чел. В селе имелись церковь, одноклассная миссионерская школа, кузница, кожевенный завод Кузнецова, две мукомольных мельницы: одна принадлежала Г.Слободчикову, другая – Пьянковым.
После Октябрьской революции Эдиган оказался одним из мест Горного Алтая, где разворачивались трагические события гражданской войны. Так, в феврале 1922 г. рота лыжников под командованием коммуниста Захарова и политрука Огородникова из Ынырги, перевалив через Сумультинские белки, зашла в Эдиган, в глубокий тыл повстанческого отряда Семенека и ускорила его разгром. Этот «снежный» переход через высокий горный хребет в советской литературе именовался «легендарным».
В 1920 г. постановлением Сибревкома от 04.02.1920 г. был образован Эдиганский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов с центром в с.Эдиган, который территориально относился к Салдамской волости. После 04.05.1923 г на совещании председателей волисполкомов Ойротской области решался вопрос по администативному и экономическому районированию области с укрупнением существующих волостей. В результате, Эдиганский сельсовет вошел в состав укрупненной Чемальской волости (с 1924 г. Чемальского аймака).
В 1926 г. в селе Эдиган насчитывалось 61 хозяйство, 128 мужчин и 153 женщины, всего 281 чел. В 1930 г. в Эдигане образовалась сельскохозяйственная артель «Искра», занимавшаяся производством и продажей государству животноводческой продукции: молока, масла, мяса, пуха, шерсти, меда. В селе образовалась молочная артель, на основе которой позже был создан маслосырзавод. В 1935 г. на территории Эдиганского сельского Совета находись населенные пункты: Эдиган, Куюс, Бийка, Чоба и Каинзара. В 1939 г. В соответствии с Конституцией 1936 г. Эдиганский сельсовет был переименован в Совет депутатов трудящихся. В 1938 г. к Эдиганскому сельсовету Эликманарского аймака относились сельхозартели: «Кызыл Анчи» (Чоба), «Дяны дюрт» (Каинзара), «Ойрот Анчи» (Бийка), «Кызыл Черю» (Куюс), «Искра» (Эдиган) и охотничья артель «Чаначи».
В послевоенное время, в 1950 г. село Чоба административно объединили с селом Эдиган. На 1 января 1958 г. на территории Эдиганского сельского Совета депутатов трудящихся числились 2 села: Эдиган и Куюс. В колхозе «Искра» имелись свиноферма, звероферма, на которой разводили чернобурых лисиц, птицеферма, маслосырзавод. В 1961 г. в колхозе создали племенную козоводческую ферму. Но, к сожалению, в 1968 г. закрылся Эдиганский маслосырзавод.
В Эдигане были 9-летняя школа, клуб, построенный в 1966г. и участковая больница. В 1962 г. Эдиганская участковая больница закрылась в связи с тем, что открыли участковую больницу на 15 коек в с.Дмитриевка Турачакского района.
На начало 1970 г. в колхозе «Искра» насчитывалось 75 дворов и 344 жителя. В бессрочном пользовании колхоза находилось 17284 га земли, 6 га приусадебных участков. В колхозе имелись 642 головы крупного рогатого скота, 4555 овец и коз, 154 лошади и 212 пчелосемьи; 7 грузовых автомобилей, 3 трактора, универсальная дробилка кормов, электростригательный агрегат для стрижки овец. Скот держали на животноводческих стоянках. Колхоз произвел 1552 ц. молока, 43 ц. мяса, 47 ц. шерсти, 7000 кг. меда, получил урожай 832 ц. пшеницы, 530 ц. овса. В 1970 г. колхоз «Искра» добился хороший урожаев. Средняя урожайность составила с одного гектара 11 ц. зерновых, 168 ц. кукурузы, 20 ц. многолетних трав. План продажи молока государству был выполнен на 90%.
18 декабря 1970 г. колхоз «Искра» с.Эдиган вошел в состав созданного совхоза «Куюсский», но в связи с переносом совхозного центра в с.Чемал, совхоз реорганизовали в козоводческий совхоз «Эдиганский» Шебалинского района Горно-Алтайской автономной области. В него вошли фермы: Чемальская, Эдиганская, Ороктойская, Куюсская, Еландинская. Центральная усадьба козоводческого совхоза «Эдиганский» располагалась в Чемале. Последним директором совхоза был А.К. Бардин (1987-1992 гг.). В совхозе насчитывалось более 15000 овец и столько же коз, 1500 лошадей, 2500 голов крупного рогатого скота, 3 больших пасеки, содержавшие более 300 ульев, имелась большая птицеферма, на которой выращивали кур и гусей. Животных держали на 50 стоянках. В октябре 1972 г. решением исполнительного комитета Горно-Алтайского областного совета депутатов трудящихся козоводческий совхоз «Эдиганский» был утвержден племенным козоводческим совхозом по разведению горно-алтайской породы пуховых коз. В нем работало более 600 чел.
В 1971 г. решением Алтайского крайисполкома Эдиганский, Ороктойский, Куюсский сельские Советы объединились в один Куюсский сельсовет с центром с.Куюс. В состав Куюсского сельсовета вошли три села: Куюс, Ороктой, Эдиган.
В 1991 г. произошла реорганизация совхоза «Эдиганский», на его базе образовалось ТОО «Эдиган». ТОО «Эдиган» пробрело новый ГАЗ, УАЗ и гусеничный трактор и закупило 24 марала. В 2002 г. ТОО реорганизовали в ООО «Эдиган», директором которого является В.А. Майманаков.
В 1921 г. бывшая миссионерская школа была преобразована в сельскую начальную школу, реорганизованную в 1942 г. в 7-летнюю. Последняя из-за сокращения численности детей и учителей в военное время в 1944 г. вновь стала начальной. В 1984 г. директором начальной школы и учителем начальных классов назначила Л.Е. Калову. При ней в школе был проведен капитальный ремонт. После окончания начальных классов эдиганский дети учились в Куюсе, Чемале, Эликманаре, а жили в школьных интернатах. Эдиганская начальная школа в 1993 г. была реорганизована в 9-летнюю. Ей передали здание ясли-сада, построенного еще в 1960 г. колхозом «Искра». С 2012 г. в рамках Федеральной программы «Модернизация образования» начался капитальный ремонт школы. В настоящее время в ней имеются функциональные кабинеты, хорошая столовая, отопление. В школе обучается 30 детей в две смены, а также действует группа кратковременного пребывания детей с 3 до 7 лет в количестве 15 человек. 24 октября 2012 г. МОУ «Эдиганская ООШ» получила предназначенный для перевозки детей автомобиль «Газель».
Интересной историей отличаются сельская библиотека и клуб Эдигана. Эдиганский сельский клуб с избой-читальней был образован в 1932 г. в здании бывшей церкви, где устроили сцену. В послевоенное время библиотека стала самостоятельным учреждением. Эдиганские библиотекари пешком разносили книги, журналы и газеты по отдаленным животноводческим стоянкам. Каждая ферма обеспечивалась плакатами, боевыми листками, стенгазетами. Библиотекари оформляли красные уголки, проводили политинформации на разные темы.
В настоящее время жители села занимаются скотоводством, мараловодством, лесозаготовкой, плотницким делом, подсобным хозяйством, обслуживают туристов, предоставляют для них лошадей, работают гидами-экскурсоводами. ООО «Эдиган» содержит 100 маралов. На территории Эдиган действует ООО «Амаду» во главе с бессменным директором А.С. Яндыковым. Основной деятельностью ООО «Амаду» является туризм. ООО «Эдиган» и ООО «Амаду» оказывают спонсорскую поддержку всем культурным и спортивным мероприятиям, которые проходят в самом Эдигане, а также финансово поддерживают те мероприятия, в которых участвуют жители села Эдиган в Чемальском районе и в Республике Алтай.
В селе имеются основная общеобразовательная школа (9-летняя), библиотека, клуб, почтовое отделение, фельдшерский пункт, два частных магазина. Есть сотовая связь «МТС». Правда часто ломается, и интернет доступен не всегда. Горноалтайской епархией ведется работа по созданию в Эдигане часовни.
Окрестности Эдигана богаты археологическими памятниками, в том числе погребальными курганами скифского времени: это Усть-Эдиган, Салдам, Солдин, Солдин-Эке, Усть-Чоба-1, захоронения Кок-Эдиган, Тянгыс-тыт и Чолтух.
И Эдигана ведут пешие и конные походы в верховья Куминского хребта, к Тогускольским озерам через урочище Кызылгак и перевал Таманьел. От устья реки Эдиган начинаются сплавы по Катуни через Тельдекпенские и Еландинский пороги.
К памятникам истории относится обелиск с фамилиями 54 жителей поселка Эдиган, погибших в Великой Отечественной войне, установленный в центре села в 1967 г. и отремонтированный в 1995 г.
Жители Эдигана Г.П. Кучегашев, А.С. Яндыков, награжденные медалью «За боевые заслуги», и В.С. Туянин являются воинами, выполнявшими свой интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан в составе ограниченного контингента советских войск.